Погода располагала прогуляться не только
по замку, но и по прилегающим окрестностям. Жаль, но в чудесный замковый
парк попасть не удалось: осенью он закрывается для посещения уже в два
часа дня... Во
времена Столетней войны на границе провинций Нормандия и Мэн была
основана крепость, получившая название "Карруж". Позднее это владение
попало в собственность семьи Блоссе де Сен-Пьер, благодаря женитьбе
одного из ее членов на дочери владельца крепости. Нельзя сказать, чтобы
это был чистый расчет, учитывая, что крепость в те времена была совсем
маленькой, не чета нынешнему замку. В
XV веке один из членов семьи де Сен-Пьер - Жан Блоссе - решает
превратить скромную каменную обитель в полноценное поместье. Именно
тогда замок принимает тот вид, в котором его можно наблюдать сегодня.
Оценить красоты Карружа однажды, в 1473 году, удосужился даже Людовик
XI, чьим доверенным лицом был в то время Жан Блоссе. Правда, вскоре
замок поменял своего владельца, так как Блоссе отдал его в качестве
приданного за своей сестрой, выданной за муж за Филиппа Ле Венера. В
итоге семья Ле Венер де Тильер владела поместьем с конца XV века и
вплоть до 1936 года. Эта
привратная крепость была построена по личному приказу кардинала Жана Ле
Венер, являвшегося послом и высшим духовным лицом при Франциске I.
Поэтому совсем не удивительно, что замок периодически удостаивали своим
посещением особы царской фамилии. В 1570 году Таннеги I Ле Венер
принимал в этих стенах Екатерину Медичи и ее многочисленную свиту. Кто
знает, свидетелем каких интриг довелось стать этим каменным стенам? :) Перед
самой революцией генерал Алексис Поль Мишель Таннеги выступил за отказ
от привилегий. Правда, в лихом революционном вихре поместью удалось
выжить благодаря хитрости его владельца, который демонстративно сжег
замковую часовню, тем самым отрекаясь от старой веры и доказывая свою
приверженность новым идеям. Так, малыми жертвами, Карруж остался цел и
не был сожжен или разрушен, как множество других его каменных собратьев. В
1927 году замок получил статус исторического памятника, а в 1936 году
государство выкупило его у владельцев вместе с частью мебельной
обстановки. Сейчас одно крыло замка скрыто под строительными лесами -
здесь ведутся плановые реставрационные работы. Кирпич
был использован для строения замка не случайно: с XIV века в
окрестностях было найдено множество глины, из которой вручную
изготавливались кирпичики для строительства и отделки. К примеру, в
Карруже для оживления фасадов строители чередовали розовые и черные
кирпичи. Времена
меняются, а утки все так же любят плавать в замковом пруду на радость
посетителям :) Наверное, его обитателям было удобно иметь под боком
практически готовый ужин :) Но,
пожалуй, интереснее всего любоваться замком не со стороны, а изнутри,
представляя, как когда-то это делали его предыдущие обитатели :)
Обязательный ров с водой вокруг замка, перекинутый через него каменный
мостик, ворота - и вот мы во внутреннем дворе, где можно наблюдать
различные этапы сооружения замка. Очевидно, что начиналось строительство
с возведения оборонительных элементов - так называемый "донжон"
датирован XIV веком и до сих пор с гордостью демонстрирует посетителям
бойницы и машикули (это замысловатое слово обозначает выступающую
каменную галерею с прорезанными в полу отверстиями, через которые можно
было стрелять под прямым углом, сверху вниз). Но война-войной, а кушать
все-таки хотелось, поэтому в нижней жилой части крепости и по сей день
можно наблюдать удивительный измерительный прибор из гранита, призванный
осуществлять контроль за потреблением съестных припасов. По-нашему,
наверное, "жратометр", по-французски - не интересовалась, как :) Далее
к крепости в XV веке было пристроено крыло, получившее название "Крыло
Блоссе" по имени владельца Карружа на тот период. К настоящему моменту
отлично сохранились три основных первоначальных элемента крыла:
башня-лестница, сводчатая дверь и фундамент готического камина. Во время
строительства новых крыльев замка фасад этой части тоже постоянно
переделывался, пока не принял нынешний свой облик. Другие крылья были
построены в конце XVI века Франсуа Габриелем, архитектором семьи
Габриэль, родом из близлежащего Argentan (кстати, потомки этого славного
семейства прославились позже в Версале). За сдержанность и ритмичное
чередование декоративных элементов эти крылья получили название
"классических". Но,
конечно, самое интересное все равно поджидает посетителей Карружа
внутри. Чтобы пройтись по некогда жилой части дома Блоссе де Сен-Пьер,
достаточно попасть на начало экскурсии, которые проводятся здесь каждый
час. Гид рассказывает все по-французски, но в магазинчике сувениров,
где, собственно, и продаются билеты на экскурсию, можно попросить
мини-путеводитель с более или менее подробным описанием каждого
помещения. Отрадно, что русскоязычная версия также присутствует - это
ярко-желтый бумажный буклет (буклеты на других языках - другого цвета).
Начнется знакомство с внутренними покоями замка с кухни, которая
использовалась по назначению с конца XVIII века и по 1936 год. Далее вас
проведут по башенной лестнице к покоям на втором этаже, первоначально
располагавшимся анфиладой. В XIX веке, благодаря установке перегородки
со стороны двора, было изменено оригинальное сообщение между
помещениями. Сейчас салон северной части замка является искусственно
отделенным.
В
кухне и по сей день находится огромный камин, который, собственно, и
служил верой и правдой удовлетворению всех гастрономических потребностей
высокородных господ. Несмотря на внушительные размеры замка, под
кухоньку выделено довольно небольшое помещение.
Несмотря
на некоторые добавленные современные декоративные элементы, в целом в
замке сохранилось убранство, созданное еще в XVII веке Морисом
Габриелем. А это означает, что эти потертые ковши и котелки - вполне
"настоящие" :) "После
сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать..." :) Наверное,
именно поэтому вторая комната, которую демонстрируют посетителям после
посещения замковой кухни, является спальней. Вроде бы не слишком
примечательное убранство компенсируется вполне знаменательным фактом:
именно здесь в 1473 году изволил почивать король Людовик XI. После этого
спальня так и стала называться - "комнатой Людовика XI". Королевский
взор должен был всюду видеть только красивые и изящные вещи. Так что
без дизайнерского внимания не остался даже деревянный потолок спальни.
Напротив
окна располагается огромный камин с изображением фамильного герба Ле
Венер де Тильер. Кстати, убранство королевского ложа и обивка мягкой
мебели и по сей день в точности такие, какими были когда-то при визите
короля. Из
спальни коридор ведет в Северный салон. Кстати, даже коридор в Карруже
примечателен тем, что в нем можно увидеть остатки расписного потолка
XVII века и две весьма итересные картины мастеров того времени. В
Северном салоне любили собираться за светской беседой знатные дамы. Вся
комната выдержана (как бы сейчас сказали) в гламурных розовых тонах, а
изящество обстановки только подчеркивает утонченный вкус хозяек Салона. Возможно,
на этом старинном секретере писались любовные письма, а в самых
потаенных его уголках хранились не менее страстные ответы на них :)
Когда-то
декоративная арка в углу комнаты вела в замковую часовню. Как уже
говорилось выше, она была разрушена хозяином замка в годы революции.
Сравнительно небольшая жертва, учитывая, что сам замок и его обстановка в
итоге остались целы. Рядом
с замурованной ныне аркой находится величественный камин - достаточно
большой, чтобы обогреть все собравшееся в Северном салоне изысканное
общество. Но
больше всего меня поразил вид из окна на порыжевший осенний парк.
Пожалуй, это могло быть неисчерпаемой темой для дамских бесед, и я
вполне могу их понять :) За
Северным салоном располагается Парадная прихожая. Здесь можно увидеть
камин XV века, украшенный сценами соколиной охоты XVI века и
великолепный старинный гобелен. От своего величественного декора XVII века руки Мориса Габриэля, зал сохранил украшения балочных перекладин на потолке. Поскольку
мы посетили Карруж в канун Дня Всех Святых, в его обстановке нельзя
было не заметить декоративные украшения, так или иначе связанные с
тематикой Хеллуина. Например, симпатичные пластмассовые тыковки в
составе цветочной композиции. Если
театр начинается с вешалки, то столовая замка Карруж - с люстры. Сложно
обойти вниманием столь изысканное и оригинальное творение, без которого
обстановка явно была бы неполной.
Столовая
была оборудована в конце XVIII века. Пока экскурсанты восхищенно ахали
по поводу уникального фарфора и изящного столового набора из тонкого
хрусталя, наш гид обратил внимание присутствующих на гораздо более
ценные (с исторической точки зрения) вещи, к примеру, на монументальный
камин конца XVI века, примечательный тем, что в нем сочетаются
полированный гранит, известняк и мрамор провинции Мэн. Одно
из огромных "окон" столовой оказалось на самом деле застекленной
дверью. За ней находится небольшой мостик, по которому можно спуститься
из столовой прямо в парк. Следующая
комната представляет собой летнюю гостиную. Скорее всего, такое
название она получила по той причине, что в ней отсутствует привычный
для замковых помещений камин. Однако камин в следующей комнате,
сообщающейся с Летней гостиной небольшой аркой, настолько мощный, что
его вполне хватает на обогрев сразу двух помещений. Пожалуй,
Летнюю гостиную можно считать самой "новой" комнатой замка, поскольку
она была отреставрирована совсем недавно - в 1993 году. Особая гордость
реставраторов - обои с узором домино, состоящие из бумаги и ткани,
рисунок на которых напечатан вручную. Особенность "домино" состоит в
том, что обои выпускаются не в виде привычных нам рулонов, а в листах
прямоугольной формы, наклеенных на натянутую ткань. В процессе
наклеивания они плотно подгоняются друг к другу, чтобы образовывался
единый мотив. Честно говоря, как раз-таки эти обои мне совсем не
понравились. Через
застекленные квадратики огромного окна во всем своем великолепии
предстал замковый парк. К сожалению, нам не удалось его посетить, но
цифра в десять гектаров не могла не впечатлить. Парк огорожен со всех
сторон, а его пространство разделено на парковые и фруктовые сады,
рощицы, террасы и лужайки. Если
вам не удастся собрать в одной комнате всю семью, то можно ограничиться
украшением этой самой комнаты их портретами. Именно так когда-то
поступили владельцы Карружа, выделив это помещение под Портретный зал. В
этой, своего рода, мини-галерее собраны портреты всех чередовавшихся
владельцев замка. Камин украшен оригинальным расписным декором. И,
портретом, разумеется. Парадная
гостиная была создана в XIX веке путем сноса перегородки между двумя
расположенными рядом комнатами. Об этом до сих пор можно судить по
паркету и обшивке стен, сохранивших следы былого разделения.
В итоге получилось просторное помещение, действительно парадное и
какое-то праздничное - во многом, благодаря расположенным с обеих сторон
окнам, через которые солнце щедро заливает все пространство комнаты.
Увы, некоторые предметы интерьера удалось сохранить только в виде деревянного остова. Хотя в ближайших планах - их реставрация. По бокам комнаты располагаются довольно неприметные дверки, ведущие в рабочие кабинеты. Это
- один из кабинетов. Сложно сказать, над чем можно работать в таком
маленьком пространстве, где нет места даже для книжного шкафа. Если
только ноутбук под рукой... :) Ниже
уровня террассы, на юго-запад, когда-то простирался пруд, осушенный в
конце XVIII века и засеянный травой для выгона домашнего скота. Вот так
бытовые нужды одержали верх над милой сердцу буколикой :) Хотя даже
сейчас можно различить так называемый "Остров любви" - небольшую рощицу,
которая когда-то украшала один из берегов пруда. В Карруже всё реально и по-настоящему! К примеру, можно выдвинуть ящичек антикварного бюро и обнаружить там запас свечей :) Покидая
Большую гостиную, мы попали на площадку Парадной лестницы.
Первоначально она была покрыта штукатуркой, а под ней - расписана под
имитацию рисунка кирпичной кладки. Такое искусство называется
стереотомией. Но в 60-х годах XX века во время реставрационных работ
штукатурка была счищена. В итоге заново наносить штукатурку не стали,
посчитав, что стереотомия выглядит намного интереснее. Трудно с этим не
согласиться. Кто бы догадался, что это не реальный кирпич? :)
По
Парадной лестнице можно попасть на другой этаж замка. Увы, туда не
водят экскурсантов, поэтому описать, что там находится, не смогу. Зато с
другой стороны площадки есть вход в следующий зал... Конечно,
это Праздничный зал, где когда-то давались балы! Он был создан в конце
XVIII века для театральных, музыкальных и танцевальных представлений.
Его объемность была достигнута за счет сноса части пространства второго
этажа. Но даже при этом зал нельзя назвать особенно большим. В глубине
располагается площадка для музыкантов. Кстати, и по сей день любой
желающий может снять этот зал для проведения свадьбы или любого другого
праздника. Правда, вот только вопрос о стоимости его аренды мы задать
забыли :) У
въезда в поместье можно увидеть небольшой "замок в замке", который
считается первым образцом архитектуры эпохи Возрождения в Нормандии. На
его правой башне расположено изображение митры и двух стилизованных
жезлов - знак религиозной принадлежности его владельца, Жана Ле Венера,
который был епископом до 1533 года. А решетчатая ограда замка является
плодом работы кузниц Карружа: в середине XVII века были выкованы
парадные и южные ворота. Остается добавить, что замок открыт для посетителей: - с 1 апреля до 15 июня и с 1 по 30 сентября - с 10-00 до 18-00 (с 12 до 14 - перерыв)
- с 16 июня до 31 августа - с 9-30 до 18-30 (с 12 до 14 - перерыв)
- с 1 октября до 31 марта - с 10-00 до 17-00 (с 12 до 14 - перерыв)
Последняя возможность захода
- за 45 минут до закрытия (это время экскурсии по замку, исключая
парк). Если есть желание посетить парк, то стоит приехать на утреннюю
экскурсию, которая длится полтора часа (осенью парк закрывают для
посетителей в 14-00).
Выходные дни: 1 января, 1 мая, 1 и 11 ноября, 25 декабря.
Стоимость билета
- порядка 7 евро за одного взрослого. Впрочем, если наберется
экскурсионная группа минимум в 20 человек, можно присоединиться к ней -
тогда это обойдется всего в 5,50 евро. Билеты продаются во внутреннем
дворике замка, в магазине сувениров.
Фото - мои, факты частично содраны из путеводителя :)
|